Учебные вопросы:
1. Компоненты природной среды.
2. Общая классификация опасных природных процессов и явлений.
3. Ранжирование природных и техно-природных процессов по степени их опасности.
Учебный вопрос № 1: Компоненты природной среды:
- температура и влажность воздуха - радиационно-тепловой баланс поверхности - ветровая тень |
|
- степень покрытия поверхности - видовой состав - бонитет, продуктивность |
|
- уклон поверхности - расчлененность, глубина вреза - геокриологические образования - техногенные формы |
|
- озёра, болота, искусственные водоёмы - температурный режим вод рек и водоёмов - качество вод (содерж. раств. солей, мин. компонен и органич. соед.) |
|
- строение разреза - тепловое состояние и среднегодовая температура - глубина сезонного оттаивания или сезонного промерзания пород |
|
- уровень грунтовых вод - ресурсы - защищённость - качество вод |
Учебный вопрос № 2: Общая классификация опасных природных процессов и явлений:
Звёздочкой (*) обозначены внезапные, быстро развивающиеся процессы - "катастрофические";
без звёздочки - медленно развивающиеся "прогрессирующие" процессы, часто влекущие экологические последствия;
курсивом - процессы, не поддающиеся управляемому снижению ущерба от них.
В предложенной классификации более 120 видов природных процессов и явлений группируются по классам, группам и типам.
(климатические) |
положительными температурами |
потепление |
||
степях и на торфяниках* |
||||
отрицательными температурами |
||||
морозы |
||||
темп. через 0°С |
||||
выпадением осадков |
затяжные дожди* |
|||
и градобитие* |
||||
снега и льда |
метели* |
|||
циркуляцией воздушных масс |
осью циркуляции |
(торнадо) |
||
троп. циклоны, ураганы, глубокие циклоны умерен. широт* |
||||
осью циркуляции |
(песч., пыльн., "чёрные" почвенные, солевые)* |
|||
загрязнением (химическим) атмосферы |
повыш. содерж. углекислого газа, метана, оксида азота |
|||
снежного покрова |
||||
(природн. и техног.) |
воздуха в городах |
|||
(гидрологические) |
континентальных морей и океанов |
|||
крупных рек (равнинных) |
||||
каньонов в устьях рек (горных) |
||||
моря вследствие тектон. движ. |
||||
сгонно-нагонные явления* |
||||
рек, озёр и болот |
||||
рованных грунтов |
||||
деформирован. состояния |
||||
и снежников, экзарация, образование моренных форм рельефа |
||||
Учебный вопрос № 3: Ранжирование природных и техно-природных процессов по степени их опасности:
Примечание: знак (+) означает наличие процесса в определённой категории опасности, а знак (-) - его отсутствие.
опасные (6) |
опасные (1) |
|||||
Скачать урок можно здесь.
Задание на дом:
учебник ОБЖ §9.3 стр. 122-133
Требования к учащимся по уровням знаний:
Уровень "3" (удовлетворительно): знать компоненты природной среды.
Уровень "4" (хорошо): знания уровня "3" + ранжирование природных и техно-природных процессов по степени их опасности.
Уровень "5" (отлично): знания уровней "3", "4" + умение группировать по классам природные процессы и явления.