Учебные вопросы:
1. Классификация видов селей.
2. Классификация противосуффозионных мероприятий.
3. Основные виды ущербов и последствий ЧС.
Учебный вопрос № 1: Классификация видов селей:
По мощности выделяют 3 группы селей:
- мощные, с выносом к подножию гор более 100 тыс. м3 (1 раз в 5-10 лет);
- средние - 10-100 тыс. м3 (1 раз в 2-3 года);
- слабые - менее 10 тыс. м3.
Особо мощные, если случаются раз в 30-50 лет.
Длительность селевого потока 1-3 ч, иногда 6-8 ч, реже 10 ч. Период селеобразования: для Кавказа - июнь - август, для Средней Азии - март - июнь (но максимум - в мае), на БАМе - весной в низкогорье, начало лета в среднегорье, конец лета в высокогорье, т.е. по мере оттаивания мерзлоты.
По генезису выделяют следующие виды селей:
1. альпийский тип - быстрое сезонное таяние снега (США, Канада, Анды, Альпы, Гималаи);
2. потоки пустынного типа в засушливых и полузасушливых областях при внезапных обильных ливнях (Аризона, Невада, Калифорния);
3. лахары - вулканические грязевые потоки, возникающие после сильного дождя на склонах вулканов, недавно засыпанных мощными, находящимися ещё в неустойчивом положении отложениями пыли и пепла.
По гранулометрическому составу твёрдой составляющей сели подразделяют на грязевые, грязекаменные и водокаменные.
По состоянию воды селевые потоки могут быть связанными (структурными), где практически вся вода находится в оболочках мицелл, или несвязанными, где имеется большое количество свободной воды и вода является транспортным средством.
Учебный вопрос № 2: Классификация противосуффозионных мероприятий:
Знаками (+) и (-) обозначены, соответственно, возможность или невозможность профилактического или оперативного осуществления противосуффозиозных мероприятий данного типа.
мероприятий |
защитных мероприятий данного типа |
|||
планировочные |
Безопасное размещение сооружений на осваиваемой территории и выбор их формы в плане. Рациональная прокладка трасс линейных сооружений. | |||
Контроль за состоянием грунтовой толщи в зоне её взаимодействия с сооружением. Наблюдения за режимом подземных вод. Регистрация изменений земной поверхности и состояния склонов. Контроль за напряженным состоянием и деформациями конструктивных элементов сооружений. | ||||
Обводнение грунтов и создание в них фильтрационного потока. Динамические и ударные воздействия на грунтовую толщу. Экскавация грунтов. | ||||
Проектные решения, исключающие возможность появления суффозии и "постсуффозиозных" процессов в результате эксплуатации хозяйственного объекта. Удаление суффозиозно неустойчивых грунтов из зоны их взаимодействия с сооружением. | ||||
Снижение скорости движения подземных вод и их растворяющей способности с помощью искусственного обводнения или осушения грунтов, а также путем регулировки работы гидротехнических и водозаборных сооружений. | ||||
Устройство противофильтрационных и гидравлических завес, водонепроницаемых покрытий. Планировка рельефа и организация поверхностного стока. Каптаж источников подземных вод и устройство "обратных фильтров" в зонах их разгрузки. Тампонаж трещин и полостей. Закрепление грунтов и снижение их проницаемости. |
Учебный вопрос № 3: Основные виды ущербов и последствий ЧС:
Основными видами ущерба (или последствий) являются:
- социально-экономические (утрата какого-либо вида собственности, затраты на переселение людей, выплата компенсаций пострадавшим, упущенная выгода, нарушение хозяйственной деятельности, ухудшение условий жизнедеятельности людей);
- экологические (ухудшение природной среды и затраты на её восстановление,);
- медико-биологические (сокращение средней продолжительности жизни, утрата здоровья, жизни и т.п.).
А также:
Под прямым ущербом в результате стихийного бедствия или аварии понимаются потери и убытки всех структур народного хозяйства, попавших в зону действия поражающих и вредных факторов опасного природного явления или аварии.
Они складываются из невозвратных потерь основных фондов, оценённых природных ресурсов и убытков, вызванных этими потерями, т.е. недобора государством - различных налогов и страховых выплат и пр.
Косвенный ущерб от стихийного бедствия или аварии - это потери, убытки и дополнительные затраты, которые понесут объекты народного хозяйства, не попавшие в зону действия опасных факторов опасного природного явления или аварии и вызваны нарушениями и изменениями в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре; потери (дополнительные затраты), вызванные необходимостью проведения отдельных мероприятий по ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии; экологические потери.
Полный ущерб является суммой прямого и косвенного ущербов, а также затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварии.
Полный ущерб определяется на конкретный момент времени и является промежуточным по сравнению с общим ущербом, который определится количественно в отдалённой перспективе.
Прямой ущерб принято делить на социальный и экономический.
Кроме того, выделяют экологический (прямой и косвенный) ущерб.
Прямой социальный ущерб обычно измеряется числом жертв, раненых и пострадавших в очаге ЧС.
В отношении раненых и пострадавших надо оценить затраты на лечение или восстановление бытовых потерь, затраты на психологическую реабилитацию.
Прямой социальный ущерб включает также психологический аспект из-за потери доверия людей к способности руководства защитить их от бедствий, усиления социальных разногласий.
Прямой экологический ущерб - фактические и возможные убытки в их количественном выражении, включая упущенную выгоду и дополнительные затраты на ликвидацию неблагоприятных последствий для жизнедеятельности человека, животных, растений и других живых организмов, состояния экологических систем, природных комплексов, ландшафтов и объектов, вызванных нарушением нормативов качества окружающей природной среды, в результате отрицательных воздействий хозяйственной и иной деятельности, а также техногенных аварий и катастроф.
Косвенный экологический ущерб - загрязнение окружающей среды из-за разрушения стихией предприятий, на которых используются или производятся опасные для здоровья людей и природы материалы.
Скачать урок можно здесь.
Задание на дом:
учебник ОБЖ §9.3 стр. 122-133
Требования к учащимся по уровням знаний:
Уровень "3" (удовлетворительно): знать противосуффозионные мероприятия.
Уровень "4" (хорошо): знания уровня "3" + знать классификацию видов селей.
Уровень "5" (отлично): знания уровней "3", "4" + знать основные виды ущербов и последствий ЧС.