Учебные вопросы:
1. Классификация склоновых процессов.
2. Классификация видов селей.
3. Общая генетическая классификация очагов зарождения селей.
4. Энергетические классы селевых потоков.
Учебный вопрос № 1: Классификация склоновых процессов:
Склоновые процессы классифицируются следующим образом:
- по крутизне: очень крутые (> 35°), крутые (15-35°), средней крутизны (8-15°), пологие (4-8°), очень пологие (2-4°);
- по длине: длинные (> 500 м), средней длины (50-500 м), короткие (<50м);
- по форме: прямые, выпуклые, вогнутые, ступенчатые.
Эндогенные склоны возникают от тектонических движений, магматизма, землетрясений.
Экзогенные - от поверхностных текучих вод (флювиальные), от деятельности морей, озёр, ледников, подземных вод, мерзлотных процессов.
Выделяют также склоны биогенные, или созданные организмами (коралловые рифы), и антропогенные, или созданные человеком.
Различают денудационные (выработанные) и аккумулятивные склоны.
Денудационные делятся на структурные (по падению и простиранию пластов) и аструктурные (против падения).
По особенностям склоновых процессов различают:
1. склоны гравитационные (35-40°С) - обвальные, осыпные, лавинные;
2. склоны блоковых движений при помощи воды (20-40°С) - оползневые, оплывно-оползневые, склоны оседания;
3. склоны массового смещения чехла рыхлого материала (2-40°С) - солифлюкционные, медленной солифлюкции, дефлюкционные;
4. делювиальные (плоскостного смыва).
Учебный вопрос № 2: Классификация видов селей:
По мощности выделяют 3 группы селей:
- мощные, с выносом к подножию гор более 100 тыс. м3 (1 раз в 5-10 лет);
- средние - 10-100 тыс. м3 (1 раз в 2-3 года);
- слабые - менее 10 тыс. м3.
Особо мощные, если случаются раз в 30-50 лет.
Длительность селевого потока 1-3 ч, иногда 6-8 ч, реже 10 ч. Период селеобразования: для Кавказа - июнь - август, для Средней Азии - март - июнь (но максимум - в мае), на БАМе - весной в низкогорье, начало лета в среднегорье, конец лета в высокогорье, т.е. по мере оттаивания мерзлоты.
По генезису выделяют следующие виды селей:
1. альпийский тип - быстрое сезонное таяние снега (США, Канада, Анды, Альпы, Гималаи);
2. потоки пустынного типа в засушливых и полузасушливых областях при внезапных обильных ливнях (Аризона, Невада, Калифорния);
3. лахары - вулканические грязевые потоки, возникающие после сильного дождя на склонах вулканов, недавно засыпанных мощными, находящимися ещё в неустойчивом положении отложениями пыли и пепла.
По гранулометрическому составу твёрдой составляющей сели подразделяют на грязевые, грязекаменные и водокаменные.
По состоянию воды селевые потоки могут быть связанными (структурными), где практически вся вода находится в оболочках мицелл, или несвязанными, где имеется большое количество свободной воды и вода является транспортным средством.
Учебный вопрос № 3: Общая генетическая классификация очагов зарождения селей:
твёрдого материала, одновременно поступающего в водоток и вызывающего сель. |
твёрдой составляющей. |
водной составляющей. |
селевого потока. |
|||
Очаги, связанные со скоплением рыхлого материала в руслах временных и малых водотоков. |
Скопление рыхлого материала в водотоках с крутыми тальвегами (более 15°) 2. Скопление рыхлого материала в водотоках с пологими тальвегами (менее 15°). |
твёрдого материала: Оползневой Обвальный Осыпной Лавинный Эрозионный Селевой Солифлюкционный Курумный |
поступления материала не имеет значения. |
(от нескольких месяцев до нескольких лет) загромождение русла рыхлообломочным материалом или одновременное с формированием селя. |
и таяния снега. |
обломочного материала происходит в виде оползания или смещения под действием воды (эрозия). Катастрофа вызывается атмосферными осадками (дождями), реже интенсивным таянием снега. |
Очаги, связанные с подпруживанием рек. |
1. Запруды на малых реках 2. Запруды на средних реках 3. Запруды на крупных реках |
Оползневой Обвальный Лавинный Селевой |
Сотни тысяч м3 Сотни миллионов, миллиард м3 |
(от нескольких минут до нескольких суток) поступление рыхлообломочного материала, подпруживающего реку, а также за счёт размыва русловых отложений и подмыва берегов. |
накопившейся за перемычкой (запрудой) с момента подпруживания до начала разрушения (до начала перелива через перемычку). |
наступает в результате прорыва запруды. Формирование селя непосредственно не зависит от атмосферных осадков и начинается при переливе воды через запруду. |
1. Древние завалы 2. Насыпные плотины 3. Плотины других конструкций |
и плотин, вызванные: 1. переливом воды в результате: а) обвалов; б) оползней; в) селей 2. Землетрясений 3. Суффозии |
завала или плотины, размыва русловых отложений и подмыва берегов. |
или водохранилище. |
вызывается внезапным переливом воды через плотину или завалом, внезапным обрушением бортов озера или селевым потоком. Формирование селя не зависит от атмосферных осадков. |
||
Очаги, связанные с деятельностью современных ледников. |
Ледниковые озера 2. Запруды поверхностных или подземных водотоков |
вызванные переливом воды в результате: - интенсивного таяния льда и снега - обрушения морены в озеро |
морены, а также рыхлообломочных пород, слагающих русло. |
ледников, прорыва моренных озёр и подземных водоёмов. |
вызывается интенсивным таянием ледника, погребённого льда, очень редко летними тёплыми дождями. Развитие катастрофы быстрое и наблюдается обычно в период жаркой погоды. |
|
Очаги, связанные с деятельностью вулканов. |
материала и водяных паров 2. Выбросы рыхлообломочного материала и прорыв кратерных озёр 3. Таяние ледников при активации вулканической деятельности 4. Оползание вулканических конусов |
извержения вулканов перед ливнем и вместе с дождём, а также поступление продуктов разрушения при прорыве кратерных озёр. |
таяния снега и ледников, а также выплеска воды из кратерных озёр во время извержения вулкана. |
формируются во время и после извержения вулкана. |
Учебный вопрос № 4: Энергетические классы селевых потоков:
завальных озёр и водохранилищ |
||
Скачать урок можно здесь.
Задание на дом:
учебник ОБЖ §9.3 стр. 122-133
Требования к учащимся по уровням знаний:
Уровень "3" (удовлетворительно): знать классификацию видов селей.
Уровень "4" (хорошо): знания уровня "3" + знать классификацию очагов зарождения селей.
Уровень "5" (отлично): знания уровней "3", "4" + знать классификацию склоновых процессов.