Цели:
|
Геологические явления (грунтовые воды, карстовые провалы, обвалы, оползни,
размывы береговых линий, разрушение горных пород, сели, смывы склонов).
Геофизические явления (землетрясения, извержения вулканов, разжижение грунтов, тектонические аэрозоли).
Гидрологические явления (тайфуны, цунами (нелинейная волна), ледоставы и ледоходы).
Метеорологические явления (атмосферные конвективные явления, атмосферные оптические явления,
атмосферные электрические явления, необычные метеорологические явления; бури, гололёды, грады,
засухи, ливни, метели, морозы, пыльные бури, смерчи, туманы, ураганы, циклоны).
Пожары (вреховые, низовые, подземные)
Учебный вопрос № 2: Причины возникновения природных явлений:
Учебный вопрос № 3: Способы классификации природных явлений:
По причинам возникновения:
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации биологического характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Могут возникать вследствие:
- геофизических явлений (землетрясений и извержений вулканов);
- геологических явлений (например, просадка земной поверхности, сель, обвал, оползень);
- метеорологических, в том числе агрометеорологических, явлений (буря, ураган, смерч, ливень, сильный снегопад, засуха, лавина и др.);
- гидрологических явлений (например, наводнение);
- морских гидрологических явлений (например, цунами, шторм);
- природных пожаров (лесные, торфяные, степные, подземных ископаемых и т. д.);
- явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).
Чрезвычайные ситуации экологического характера
Чрезвычайные ситуации социального характера:
войны;
локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
голод;
крупные забастовки;
массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.
По скорости распространения опасности ЧС классифицируются:
внезапные (взрывы,землетрясения и т. п.);
стремительные (аварии с выбросом газообразных СДЯВ, гидродинамическая авария с образованием волны прорыва, сели, лавины, пожары и др.)
умеренные ( радиационное загрязнение, наводнения,половодья, пожары и др.)
плавные (эпидемии, засухи, снижение уровня воды в водоемах, загрязнение атмосферы и др.)
медленные - длятся месяцы, годы (последствия антропогенной деятельности, "конфликт" городов с окружающей средой.)
По масштабу:
Локального характера
Муниципального характера
Межмуниципального характера
Регионального характера
Межрегионального характера
Федерального характера
Основные причины чрезвычайных ситуаций:
Внутренние причины:
сложность технологий;
недостаточная квалификация обслуживающего персонала;
проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;
физический и моральный износ оборудования и механизмов;
низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.
Внешние причины:
стихийные бедствия;
неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;
терроризм;
войны.
Учебный вопрос № 4: Стадии развития чрезвычайной ситуации:
ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).
Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.
Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
Четвёртая – стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.
Скачать урок можно здесь.
Задание на дом:
учебник ОБЖ §9.3 стр. 122-133
Требования к учащимся по уровням знаний:
Уровень "3" (удовлетворительно): знать группы природных явлений.
Уровень "4" (хорошо): знания уровня "3" + причины возникновения природных явлений.
Уровень "5" (отлично): знания уровней "3", "4" + способы классификации природных явлений.