Учебные вопросы:
1. Классификатор природных и техноприродных опасностей и рисков.
2. Правительственная классификация чрезвычайных ситуаций.
3. Методы контроля и прогнозирования природных опасностей.
Учебный вопрос № 1: Классификатор природных и техноприродных опасностей и рисков:
* Первые шесть уровней классификатора определяют как риски, так и обусловившие их опасности, а последующие - только риски.
Геологический, гидрологический, метеорологический, биологический, космический. | Инженерно-геологический, инженерно-гидрологический, инженерно-метеорологический, биотехнологический. |
|
Сейсмический, оползневой, селевой, лавинный, абразионный, карстовый, цунами, наводнений, ураганов и т.д. | Переработки берегов водохранилищ, подтопления территорий, наведённой сейсмичности, техногенных оползней, селей и т.д. | |
Автохтонный (местный), аллохтонный (транзитный) | ||
Одномоментный (подтипы: разовый, многоразовый), перманентный (подтипы: относительно постоянный, кумулятивный (увеличивающийся), экстенсивный (уменьшающийся)). |
||
Локальный (подтипы: точечный (объектный), площадной (муниципальный)), субрегиональный (подтипы: городской, районный), региональный (субъектный), субглобальный (федеральный (наицональный)), глобальный (транснациональный). |
||
Дифференцированный (частный - от одной опасности), интегральный (от нескольких опасностей). |
||
Прямой, косвенный, вторичный (по последствиям), полный, удельный. |
||
Физический (вещественный), экономический, социальный (подтипы: полный и индивид. 1-го и 2-го рода), экологический. |
||
Событийный, стоимостной, комбинированный (приведённый). | ||
Предотвращённый, частично предотвращённый, не предотвращённый (остаточный). |
||
(чел./чел.·год) |
Малый, небольшой, средний, большой, очень большой, исключительно большой. |
|
(тыс.руб./га·год) |
Малый, небольшой, средний, большой, очень большой, исключительно большой. |
Учебный вопрос № 2: Правительственная классификация чрезвычайных ситуаций:
Учебный вопрос № 3: Методы контроля и прогнозирования природных опасностей:
I. Визуальные наблюдения и инструментальные измерения.
II. Аналитические методы:
Комплексные:
А) Разработка теорий организации и ведения мониторинговых наблюдений.
Б) Сбора аналитической обработки информации для идентификации и характеристики природных опасностей.
В) Историко-аналитические.
Аналитико-статистические:
А) Статистической обработки данных мониторинга.
Б) Синоптико-статистических анализов и прогнозов.
В) Экстраполяции природных данных на контролируемых территориях.
Геоинформационные:
А) Создания и ведения тематических банков данных.
Б) Интерпретации первичной информации.
В) Анализа и подготовки данных в виде удобных для последующего использования в расчётах моделировании и прогнозах.
Экспериментального и математического моделирования:
А) Экспериментальные методы моделирования природных процессов: физические, аналоговые, численные.
Б) Численного математического моделирования: конечных элементов, вариационно-разностный.
В) Использование постоянно действующих моделей.
Г) Оценки прородных опасностей инженерными расчётами.
Прогнозирования:
1) Краткосрочного:
а) Ведение обновляющихся баз данных с использованием систем управления ими.
б) Сверх краткосрочного (оперативного) прогнозирования во времени и пространстве.
в) Методы риск-анализа.
2) Средне- и долгосрочного:
а) На основе детерминированных моделей.
б) Интерпритации и анализы результатов моделирования и инженерных расчётов.
в) На основе стохастических моделей.
г) Прогнозирования на основе анализа статистических данных и связей между процессами.
д) Интерпретации численных прогнозов.
Скачать урок можно здесь.
Задание на дом:
учебник ОБЖ §9.3 стр. 122-133
Требования к учащимся по уровням знаний:
Уровень "3" (удовлетворительно): уметь классифицировать природные и техноприродные опасности и риски.
Уровень "4" (хорошо): знания уровня "3" + знать методы контроля и прогнозирования природных опасностей.
Уровень "5" (отлично): знания уровней "3", "4" + уметь практически охарактеризовать ЧС природного характера.