Паводок - фаза водного режима реки, сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня вод в реке, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей.
В отличие от половодья паводок может возникать в любое время года.
Следующие последовательно один за другим паводки могут вызвать половодье.
Значительный паводок может вызвать наводнение.
Ливневые наводнения - наиболее распространённый тип наводнений, они возможны повсеместно, даже в полупустынях и пустынях, за исключением Арктики и Антарктиды.
Наводнения наиболее часты и сильны между 40° с.ш. и 40° ю.ш., в районах с муссонным климатом.
Дождевые паводки могут повторяться несколько раз в году.
Наиболее ярким примером могут служить наводнения, прокатившиеся летом 2002 г. по территории большей части Европы и югу России.
От дождевых паводков страдают практически все регионы России: Дальний Восток, Западная и Восточная Сибирь, Европейская часть.
Так, например, на Дальнем Востоке - на Амуре и его притоках Зее, Бурее, Уссури и Шилке наводнения, вызываемые летними паводками, происходят ежегодно, а иногда их бывает несколько в году.
О паводках на реке Уссури известный русский исследователь и путешественник В.К. Арсеньев писал: "Дождь, туман, тучи - все это перемешалось между собой.
В абсолютной тьме казалось, будто вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки, и вода в реке и все вместе с дождями образовало одну сплошную, с чудовищной быстротой движущуюся массу.
На реку было страшно смотреть.
От быстро бегущей воды кружилась голова".
Немало катастроф вызвали дождевые паводки и на Европейской части России.
Проливные дожди в районе Мценска и Тулы в 1882 г. размыли железнодорожную насыпь, поскольку отверстие трубы в насыпи диаметром 1,1 м оказалось недостаточным для пропуска паводка.
Машинист проходившего поезда не заметил этого, и поезд рухнул в овраг.
Писатель В.А. Гиляровский так описал это событие: "Страшный ночной ливень 29 июня (по старому стилю) 1882 г, давший море воды, вырвал эту трубу, вымыл землю и образовал огромную подземную пещеру в насыпи, в глубину которой рухнул поезд.
Два колена трубы, пудов по двести каждая, виднелись на дне долины в полуверсте от насыпи, такова были сила потока.
Оторвался паровоз и первый вагон, оторвались три вагона в хвосте, и вся середина поезда, разбитого вдребезги... рухнула на дно пещеры, где их и залило наплывшей жидкой глиной и засыпало землей, перемешанной тоже с обломками вагонов и трупами погибших людей".
До создания системы водохранилищ и строительства высоких гранитных набережных на Москве-реке нередки были летние ливневые паводки в столице.
Так, в конце июня 1924 г в результате сильнейшего ливня под водой оказались центральные районы города, примыкающие к набережным Москвы реки и Яузы, а некоторые улицы, в частности Неглинная, стали "судоходными".
Многих людей пришлось вывозить в безопасные места на лодках.