Урок 16.
Чрезвычайные ситуации природного характера.

Цели:
1) Познакомиться с различными видами природных явлений.
2) Научиться понимать причины их возникновения.
3) Научиться классифицировать явления.

Учебные вопросы:
1. Группы природных явлений.
2. Причины возникновения природных явлений.
3. Способы классификации природных явлений.
4. Стадии развития чрезвычайной ситуации.

Учебный вопрос № 1: Группы природных явлений:

Геологические явления (грунтовые воды, карстовые провалы, обвалы, оползни,
размывы береговых линий, разрушение горных пород, сели, смывы склонов).

Геофизические явления (землетрясения, извержения вулканов, разжижение грунтов, тектонические аэрозоли).

Гидрологические явления (тайфуны, цунами (нелинейная волна), ледоставы и ледоходы).

Метеорологические явления (атмосферные конвективные явления, атмосферные оптические явления,
атмосферные электрические явления, необычные метеорологические явления; бури, гололёды, грады,
засухи, ливни, метели, морозы, пыльные бури, смерчи, туманы, ураганы, циклоны).

Пожары (вреховые, низовые, подземные)

Учебный вопрос № 2: Причины возникновения природных явлений:

ПОКА ЕЩЁ НЕТ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ.
      Несмотря на мощное развитие наших знаний о нашей красивой планете, сущность и причины многих природных явлений и их причинно-следственные связи до конца не установлены и общей теории природных явлений пока нет. Эмпирических знаний о Земле и её явлений накоплено достаточно. Главная причина этому парадоксу - отсутствие единой теории природных явлений - состоит в разрозненности наук о Земле и дефицит ярких обобщающих идей по природным явлениям.
      Изучением планеты и её природных явлений занимаются учёные и специалисты самых разных профессий. Часто им трудно найти общий язык между собой, поскольку эти науки пока разрознены и каждая наука о Земле изучает только свой предмет. Поэтому специалистам в области геофизики трудно найти общий язык с климатологами и сейсмологами, а метеорологам не понять магнитологов. Тем не менее, как ни парадоксально, сущность природных явлений одна и та же - это многогранная взаимосвязь Земли с Солнцем и всех известных полей между собой.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Первопричина всех природных явлений планеты - солнечная энергия. Все природные явления планеты взаимосвязаны и взаимообусловлены Солнцем.
2. Планета Земля и Солнце - единый живой природный механизм. Неравномерное поступление солнечной энергии (во всех её видах) к нашей планете во времени и пространстве приводит к непрерывному изменению климата и погоды планеты.
3. Природное геоэлектричество - следствие непрерывной работы околоземных природных электрогенераторов на потоке солнечной плазмы.
4. Электрический заряд планеты и параметры её геополей постоянно изменяются в зависимости от активности Солнца. Динамика изменения этих параметров приводит к изменению погоды и климата планеты.
5. Планета Земля - природная совмещённая электро-магнитно-тепловая машина, мотор-генератор-преобразователь энергии Солнца.
6. Режим работы этой космической машины напрямую зависит от активности Солнца и от расположения на орбите Земли.
7. Природные явления планеты - это различные проявления и следствия нормальных и аномальных режимов работы данной машины.
8. Планета обладает природным термо-электро-магнитным холодильником, размещённом на геомагнитных полюсах планеты.
9. Времена года на планете - следствие неравномерной циклической работы упомянутого природного холодильника.
10. Облака - природные электрофорные машины по накоплению электрических зарядов микрокапель влаги с уравновешиванием в них сил кулоновского отталкивания от Земли с силой гравитации.
11. Сущность атмосферной грозы в электрической разрядке электрических потенциалов в облаке (облаках). Вода образуется в них в процессе электрогидродинамического удара.
12. Атмосферные осадки - следствие взаимосвязанных эффектов: теплового испарения влаги и электрогидроудара в облаках.

Учебный вопрос № 3: Способы классификации природных явлений:

По причинам возникновения:
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации биологического характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Могут возникать вследствие:
- геофизических явлений (землетрясений и извержений вулканов);
- геологических явлений (например, просадка земной поверхности, сель, обвал, оползень);
- метеорологических, в том числе агрометеорологических, явлений (буря, ураган, смерч, ливень, сильный снегопад, засуха, лавина и др.);
- гидрологических явлений (например, наводнение);
- морских гидрологических явлений (например, цунами, шторм);
- природных пожаров (лесные, торфяные, степные, подземных ископаемых и т. д.);
- явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).
Чрезвычайные ситуации экологического характера
Чрезвычайные ситуации социального характера:
войны;
локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
голод;
крупные забастовки;
массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

По скорости распространения опасности ЧС классифицируются:
внезапные (взрывы,землетрясения и т. п.);
стремительные (аварии с выбросом газообразных СДЯВ, гидродинамическая авария с образованием волны прорыва, сели, лавины, пожары и др.)
умеренные ( радиационное загрязнение, наводнения,половодья, пожары и др.)
плавные (эпидемии, засухи, снижение уровня воды в водоемах, загрязнение атмосферы и др.)
медленные - длятся месяцы, годы (последствия антропогенной деятельности, "конфликт" городов с окружающей средой.)

По масштабу:
Локального характера
Муниципального характера
Межмуниципального характера
Регионального характера
Межрегионального характера
Федерального характера

Основные причины чрезвычайных ситуаций:
Внутренние причины:
сложность технологий;
недостаточная квалификация обслуживающего персонала;
проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;
физический и моральный износ оборудования и механизмов;
низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.
Внешние причины:
стихийные бедствия;
неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;
терроризм;
войны.

Учебный вопрос № 4: Стадии развития чрезвычайной ситуации:
ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).
Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.
Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
Четвёртая – стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Скачать урок можно здесь.

Зачётный класс

Задание на дом
Задание на дом:
учебник ОБЖ §9.3 стр. 122-133
Требования к учащимся по уровням знаний:
Уровень "3" (удовлетворительно): знать группы природных явлений.
Уровень "4" (хорошо): знания уровня "3" + причины возникновения природных явлений.
Уровень "5" (отлично): знания уровней "3", "4" + способы классификации природных явлений.

Hosted by uCoz