Если вы хотите написать хорошую работу, необходим план.
Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано, мысль "бродит по кругу".
Значит, нужно научиться правильно, грамотно оформить план.
А это не так просто.
Составить план сочинения - значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль.
Каждый такой фрагмент - это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких.
Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана.
Важно, чтобы он был объединён главной мыслью, имеющей в его границах своё начало, развитие и завершение.
В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развёрнутые словосочетания.
Отдельные слова - слишком "узки", конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно.
Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершённую мысль.
Всё, что хотели сказать, - сказано.
Именно словосочетание более подходит для плана.
Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свёрнутом виде.
А в самом сочинении эта информация "разворачивается", мысль раскрывается.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
Важно помнить, что план несёт информацию о том, как построено ваше сочинение.
Конкретную информацию о содержании каждой его части.
Сочинение должно "просматриваться" через план.
Любое сочинение состоит из трёх частей.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III. Заключение.
Но сами слова "вступление", "основная часть", "заключение" не являются названиями пунктов плана.
Они не должны быть прописаны в плане.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Алгоритм написания сочинения.
Вступление.
3-4 предложения. Задаются вопросы и "вода" по теме.
- Основная проблема (вопрос, задача).
- Именно об этом заставляет нас задуматься рассказ писателя, в котором он затрагивает проблему…
- Автор обращает внимание на то, что… (далее цитата из текста)
- Основной проблемой, рассмотренной в данном тексте является…
- Проблема может быть актуальна или нет (обязательно пишем почему она актуальна или нет)
- Проблема традиционна или нова.
- Она встречалась в творчестве… (Толстого, Некрасова… и др. писателей).
Категории проблемы:
- нравственно-этическая (практически все проблемы даваемые в ЕГЭ относятся к этой категории),
- главная,
- жгучая,
- злободневная,
- насущная,
- острая,
- первоочередная,
- политическая,
- серьёзная,
- социальная,
- требующая немедленного решения и т.д.
- философская,
- экологическая,
(а вообще не стоит бояться выбирать нестандартные варианты проблем)
Позиция автора:
Позиция автора такова…
Ваше мнение:
Два аргумента (один из личной жизни, придумайте всё, что угодно, только знайте меру, второй берём из раздела "аргументы для сочинения")
Заключение:
3-4 предложения.
В заключение хочу сказать, что… проблема высказанная автором…
Дополнительный материал:
Цитаты.
Как настоящий гражданин своего Отечества, автор не остался безразличен к этой проблеме.
Автор не безразличный наблюдатель, а человек активной гражданской позиции.
Автор может:
Стремясь сделать читателя своим союзником, автор утверждает, что…
Стремясь заставить читателя задуматься над проблемой, автор…
Стремясь показать злободневность рассматриваемой им темы, автор…
Стремясь подчеркнуть остроту проблемы, автор…
Пытаясь понять почему… .
Интересно писать о старых проблемах…
Автор может (привести в качестве примера цитату)…
Приглашая к разговору о непростых проблемах нашей жизни, автор…
Иронически (саркастически, возмущённо) повествуя о героях и событиях, автор…
С тревогой говорить о том, что…
Стараясь объяснить почему…
Побуждать, искать истину…
Дать новую жизнь старым проблемам…
Авторская позиция:
- двойственная,
- ироничная,
- небезразличная,
- неоднозначная,
- осуждающая,
- отрицательная,
- положительная,
- саркастическая,
- скептическая,
- суровая,
- юмористическая.
|