Литература На главную Предметы

Терминология Р-У:

Р и ф м ы
А-В   Г-Д   Ж-М   М-О   П-Р   Р-С   С-Э
Терминология А-Р   Терминология Р-У

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства; регулярный звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической, строфической и смысловой композиции стихотворного произведения; один из основных элементов художественного стиля в системе выразительных средств поэзии; важнейший приём инструментовки стиха.
Определение Тредиаковского: "Рифма - согласие конечных между собой в стихе слогов."
Определение В.М. Жирмунского: "Рифма есть всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической композиции стихотворения".
Определение Д. Самойлова: "Рифма есть созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха".
Определение Ю. Лотмана: "Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении".
"Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский).
Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы, она – "режиссёр в театре поэзии, подчиняющий себе и ведущий за собой".
Являясь центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, рифма, как правило, несёт на себе основную смысловую нагрузку. "Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало" В. Маяковский. "Слова, которые служат рифмами в <детских> стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы..." К.И. Чуковский.
  Рифма выполняет в стихе несколько функций: смысловую, ритмическую, эвфоническую, мнемоническую, эвристическую.
 
Звуковой состав рифмы зависит от национальных литературных традиций и от фонетического строя языка. В поэзии большинства народов мира рифма располагается на концах стихов. Основным признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных гласных.
  Русская рифма произошла от традиций параллелизма в русском фольклоре, когда в конце стихов располагались одинаковые части речи, которые и порождали созвучия. Такие рифмы назывались однородными (грамматическими). Со временем в рифме стали применяться слова, принадлежащие к различным частям речи, а также всевозможные неточные рифмы. В настоящее время существует пять классификаций и несколько десятков разновидностей рифмы.
  Русские стиховеды, изучавшие и разрабатывавшие теоретические основы рифмы: В. К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, В.В. Маяковский, В.Брюсов, В.М. Жирмунский, М.Л. Гаспаров, Д. Самойлов, Б.В. Томашевский, Ю.И. Минералов, В.Е. Холшевников, М. П. Штокмар, Ю.М. Лотман.

РИФМЕННОЕ ОЖИДАНИЕ - предсказуемое ожидание созвучий слов в определённых местах стихов или строф, заложенное в самой природе поэзии. В момент непосредственного восприятия пассивного слова память сохраняет его звуковой образ и - особенно - его ритмического окончания (клаузулы). С появлением активного слова, если его окончание совпадает с тем образом, который хранится в памяти, возникает рифма как ощущение звукового единства и гармонии слов. В зависимости от местоположения рифм, память самостоятельно настраивается (это происходит уже в первых строках или строфах) на сохранение образа пассивного слова и сопоставление его с активным словом в определённых местах стиха или строфы. Чем больше промежуток времени между рифмующимися словами и количество слов между ними, тем размытей становится образ. Это свойство и лежит в основе приблизительных рифм, создающих иллюзию родства слов. Вышеизложенное правило ещё в большей мере относится к песенному жанру, где слова организованы мелодически и растянуты во времени намного больше, чем в стихах.

РИФМЕНТ
рифмообразующая часть слова с центром - ударной гласной. Подобно морфеме, являющейся единицей смысла в слове, рифмент – это единица рифмы. Рифмент отождествляет собой (и в этом его универсальность) близкие по звучанию клаузулы:

   Рифменты              Клаузулы  и  примеры                      

  1) «ОР» ð   ОР ор, гор), ЁР (тапёр, спёр).
  2) «АД» 
ð   АД (лад), ЯД (ряд), АТ (солдат), ЯТ (стоят).
  3) «АЖ»
ð АЖ (багаж), ЯЖ (саквояж), АЖЬ (блажь), ЯЖЬ (бродяжь),
                   АШ (наш), ЯШ (гуляш), АШЬ (гуашь), ЯШЬ(втемяшь).

 


Исходя из этого, ещё одно, «техническое» определение самой рифмы:

Рифма – это наличие, как минимум, двух слов с одинаковым рифментом. Найти рифму - значит подыскать слово с таким же рифментом, как у исходного. Рифменты слов образуют одноимённую рифму.
В отличие от клаузулы, объединяющей исключительно точные рифмы (вето - лето, честный - прелестный, гость - кость...),
рифмент объединяет как точные, так и приблизителдьные рифмы: вето - карета, честный - чудесный, гость - гроздь,
ива - красивый, лужа - уже, хлеб - степь, тише - слышу, ворочая - многоточие,  колкий - иголке, весить - грезить...

Существуют 11 типов рифментов: базовый, окончательный, гласный, согласный, мультирифмент, переходный, связующий, сложный, двоякий, ложный, первичный.

РИФМОВКА - порядок чередования рифм в стихах, их взаимное расположение. Существуют 5 основных типов рифмовки: перекрёстная, смежная, кольцевая, холостая и смешанная. Рифмы, образованные вышеперечисленными способами рифмовки, носят одноимённые названия.

РИФМОРЯД – список слов на одну рифму в словаре рифм.

РИФМОПАРА – два рифмующихся слова. Так, "дело - смело" и "хохот - грохот" - это две рифмопары.

РИФМОСОЧЕТАНИЕ – объединение слов в рифме, «рифмование» слов (но не рифмовка!). В отличие от рифмовки, не подразумевается положение рифм в стихе.

РИФМОТИП СЛОВА - обобщённая информация о количестве и соотношении звуков в ритмическом окончании слова. Рифмотип слова обозначается символами «х» (согласный звук) и «о» (гласный звук). Рифмотип слова «сон» - ох, «рама» - охо, «тонус» - охох, «черёмуха» - охохо, «визг» – охх, «точный» – оххох, «оборудование» - охохохохо и т.д.

  Каждое слово имеет свой рифмотип, который указывает на положение слова в рифмословарной иерархии и на звуковую структуру слова, определяющую его совместимость со словами других рифмотипов. Так, говоря о том, что связующие рифмы могут рифмоваться с мультирифмами, подразумевается  сходство их рифмотипов. Рифмотипы называются по именам основных рифментов, но отличаются от них тем, что не конкретизируют роды, виды и пр. В иерархии рифм (и соответственно в словаре) слова располагаются по их рифмотипам в порядке увеличения числа послеударных звуков.


СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ - слова, практически полностью совпадающие по звуковому составу и образующие между собой рифмы максимально высокой степени точности. Из слов-близнецов состоят абсолютные рифмы и близкие к ним: потомки - потёмки, ложа - лёжа, блуза - блюза, томен - тёмен; убор - упор, избушки - из пушки, кидая - Китая, морс - мёрз... В качестве таких слов могут выступать и сходнозвучащие паронимы: топор - тапёр, граблю - грабли... Классификация по родственным оношениям.

СЛОВАРЬ РИФМ (рифмовник, рифменник, рифмарь)сборник рифм, организованный по окончаниям слов, начиная с ударного гласного. В отличие от обратных словарей и словарей созвучий, объединяющих слова по графическому сходству окончаний слов, словари рифм также включают в себя слова, сходные по звучанию. Рифмовники составляются на основе других языковых словарей: орфографических, частотных, обратных, и могут включать в себя различное кол-во словарных единиц. Наибольший интерес представляют полные словари, содержащие максимальное количество слов, присущих конкретному языку. Такие словари рифм, кроме общей лексики, могут включать в себя собственные имена, сленг, речевые конструкции и т.п. Словари рифм предназначены в первую очередь поэтам, но представляют несомненную ценность и для переводчиков поэтических текстов, филологов, составителей рекламных текстов, деятелей шоу-бизнеса, массовиков-затейников и пр. Существуют и узкоспециальные сборники - словари рифм отдельных авторов или произведений.

УРОВНИ РИФМЫ - сходные по рифмотипу и звуковому составу различные грамматические формы неоднородных слов. Все базовые рифмы в русском языке имеют, как минимум, два уровня. Как правило, это выражается в разделении на слова мужского и женского (+ среднего) рода. В основных грамматических формах эти слова не рифмуются между собой, но в большинстве других образуют рифму.

   Пример из рифмента «ОВ»:

   1 уровень            2 уровень

        клёв                  слово

        улов                  основа

       засов…             подкова

Пример рифмосочетания слов женского(+среднего) и мужского рода на 1 уровне:
улов – обнов – слов - основ - подков...
На 2 уровне слова рифмуются между собой практически во всех грамматических формах:

Клёва - обнова, клёву - слову, уловы – основы, засове – подкове...
Исключение – творительный падеж «овом
ов>ой» (уловом – основой...).
В данном случае это уже конфликтная связующая рифма.

С каждым уровнем рифмующиеся слова имеют на один послеударный слог больше.

3 уровень: уловами – подковами…

Дополнительные примеры:

Танк осанка, но: танку – осанку, танке – осанке, танками - осанками...; Волк ёлка, но: волка – ёлка и т.п.

На примере следующего четверостишия показано, как на 2-ом уровне рифмосочетаются слова «суть» и «смута».

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

                     (Б. Пастернак)

Понятие уровней рифмы вместе с системой ссылок и мультирядами позволяют словам не повторяться в их многочисленных грам-матических формах.

Организация рифм в русском языке
Р и ф м ы
А-В   Г-Д   Ж-М   М-О   П-Р   Р-С   С-Э
Терминология А-Р   Терминология Р-У
Hosted by uCoz