РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность,
соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных
строк, создающее ощущение их единства и родства;
регулярный звуковой повтор, несущий организационную функцию в
метрической, строфической и смысловой композиции стихотворного
произведения; один из основных элементов
художественного стиля в системе выразительных средств поэзии;
важнейший приём инструментовки стиха. Определение Тредиаковского: "Рифма - согласие конечных между собой в стихе слогов." Определение В.М. Жирмунского: "Рифма есть
всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию в
метрической композиции стихотворения". Определение Д. Самойлова: "Рифма есть созвучные слова,
расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и
выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации
стиха". Определение Ю. Лотмана: "Рифма есть
звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при
смысловом несовпадении". "Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский).
Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы, она
– "режиссёр в театре поэзии, подчиняющий себе и ведущий за
собой".
Являясь центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, рифма,
как правило, несёт на себе основную смысловую нагрузку. "Я всегда ставлю
самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то
ни стало" В. Маяковский. "Слова, которые служат рифмами в <детских> стихах, должны
быть главными носителями смысла всей фразы..." К.И. Чуковский.
Рифма выполняет в стихе несколько функций:
смысловую, ритмическую, эвфоническую, мнемоническую,
эвристическую. Звуковой состав
рифмы зависит от национальных литературных традиций и от фонетического
строя языка. В поэзии большинства народов мира рифма располагается на
концах стихов. Основным
признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных
гласных. Русская рифма произошла от традиций
параллелизма в русском фольклоре, когда в конце стихов располагались
одинаковые части речи, которые и порождали созвучия. Такие рифмы
назывались однородными (грамматическими). Со временем в рифме стали
применяться слова, принадлежащие к различным частям речи, а также
всевозможные неточные рифмы. В настоящее время существует пять
классификаций и несколько десятков разновидностей рифмы. Русские стиховеды, изучавшие и
разрабатывавшие теоретические основы рифмы: В. К. Тредиаковский, М.В.
Ломоносов, В.В. Маяковский, В.Брюсов, В.М. Жирмунский, М.Л. Гаспаров, Д.
Самойлов, Б.В. Томашевский, Ю.И. Минералов, В.Е. Холшевников, М. П.
Штокмар, Ю.М. Лотман.
РИФМЕННОЕ ОЖИДАНИЕ - предсказуемое ожидание созвучий слов в определённых
местах стихов или строф, заложенное в самой природе поэзии. В момент
непосредственного восприятия пассивного слова память сохраняет его
звуковой образ и - особенно - его ритмического окончания (клаузулы).
С появлением активного слова, если его окончание совпадает с тем образом,
который хранится в памяти, возникает рифма как ощущение звукового
единства и гармонии слов. В зависимости от местоположения рифм, память
самостоятельно настраивается (это происходит уже в первых строках или
строфах) на сохранение образа пассивного слова и сопоставление его с
активным словом в определённых местах стиха или строфы. Чем больше
промежуток времени между рифмующимися словами и количество слов между
ними, тем размытей становится образ. Это свойство и лежит в основе
приблизительных рифм, создающих иллюзию родства слов. Вышеизложенное
правило ещё в большей мере относится к песенному жанру, где слова
организованы мелодически и растянуты во времени намного больше, чем в
стихах.
РИФМЕНТ
– рифмообразующая часть слова с
центром - ударной гласной. Подобно морфеме,
являющейся единицей смысла в слове, рифмент – это единица рифмы.
Рифмент отождествляет
собой (и в этом его универсальность) близкие по звучанию
клаузулы:
Рифменты
Клаузулы и
примеры
1)
«ОР» ð ОР (бор, гор), ЁР
(тапёр, спёр). 2)
«АД» ðАД (лад),
ЯД (ряд), АТ (солдат), ЯТ (стоят). 3)
«АЖ»ð АЖ (багаж), ЯЖ
(саквояж), АЖЬ (блажь), ЯЖЬ
(бродяжь),
АШ
(наш), ЯШ (гуляш), АШЬ (гуашь),
ЯШЬ(втемяшь).
Исходя из этого, ещё одно, «техническое»
определение самой рифмы:
Рифма – это наличие, как минимум, двух слов с
одинаковым рифментом. Найти рифму - значит подыскать слово с таким же
рифментом, как у исходного. Рифменты слов образуют
одноимённую рифму. В отличие
от клаузулы, объединяющей исключительно точные рифмы (вето -
лето, честный - прелестный, гость -
кость...), рифмент объединяет как точные, так и
приблизителдьные рифмы: вето -
карета, честный - чудесный, гость -
гроздь, ива - красивый, лужа - уже,
хлеб - степь, тише - слышу, ворочая -
многоточие, колкий - иголке, весить -
грезить... Существуют 11 типов
рифментов: базовый, окончательный, гласный, согласный, мультирифмент,
переходный, связующий, сложный, двоякий, ложный,
первичный.
РИФМОВКА
- порядок чередования рифм в стихах, их
взаимное расположение. Существуют 5 основных типов рифмовки:
перекрёстная, смежная, кольцевая, холостая и смешанная. Рифмы, образованные
вышеперечисленными способами рифмовки, носят одноимённые названия.
РИФМОРЯД – список слов на одну
рифму в словаре рифм.
РИФМОПАРА –
два рифмующихся слова.
Так, "дело - смело" и "хохот - грохот" - это две рифмопары.
РИФМОСОЧЕТАНИЕ – объединение слов в рифме, «рифмование» слов (но не
рифмовка!). В отличие от рифмовки, не подразумевается положение рифм в
стихе.
РИФМОТИП СЛОВА -
обобщённая информация о количестве и соотношении
звуков в ритмическом окончании слова. Рифмотип слова
обозначается символами «х» (согласный звук) и «о» (гласный
звук). Рифмотип слова «сон» - ох, «рама» - охо, «тонус» - охох,
«черёмуха» - охохо, «визг» – охх, «точный» – оххох,
«оборудование» - охохохохо и т.д.
Каждое слово имеет свой рифмотип, который
указывает на положение слова в рифмословарной иерархии и на звуковую
структуру слова, определяющую его совместимость со словами других
рифмотипов. Так, говоря о том, что связующие рифмы могут рифмоваться с
мультирифмами, подразумевается сходство их рифмотипов. Рифмотипы
называются по именам основных рифментов, но отличаются от них тем, что не
конкретизируют роды, виды и пр. В иерархии рифм (и соответственно в
словаре) слова располагаются по их рифмотипам в порядке увеличения числа
послеударных звуков.
СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ - слова, практически полностью совпадающие по звуковому
составу и образующие между собой рифмы максимально высокой степени
точности. Из слов-близнецов состоят абсолютные
рифмы и близкие к ним: потомки - потёмки,
ложа - лёжа, блуза - блюза, томен - тёмен; убор - упор,
избушки - из пушки, кидая - Китая, морс - мёрз... В качестве таких
слов могут выступать и сходнозвучащие паронимы:
топор - тапёр, граблю - грабли... Классификация по
родственным оношениям.
СЛОВАРЬ
РИФМ (рифмовник, рифменник, рифмарь) –
сборник рифм, организованный
по окончаниям слов, начиная с ударного гласного. В отличие от обратных
словарей и словарей созвучий, объединяющих слова по графическому сходству
окончаний слов, словари рифм также включают в себя слова, сходные по
звучанию. Рифмовники составляются на основе других языковых словарей:
орфографических, частотных, обратных, и могут включать в себя различное
кол-во словарных единиц. Наибольший интерес представляют полные словари,
содержащие максимальное количество слов, присущих конкретному языку. Такие
словари рифм, кроме общей лексики, могут включать в себя собственные
имена, сленг, речевые конструкции и т.п. Словари рифм предназначены в
первую очередь поэтам, но представляют несомненную
ценность и для переводчиков поэтических текстов, филологов, составителей рекламных текстов,
деятелей шоу-бизнеса, массовиков-затейников и пр. Существуют и узкоспециальные сборники - словари рифм
отдельных авторов или произведений.
УРОВНИ
РИФМЫ - сходные по рифмотипу и звуковому
составу различные грамматические формы неоднородных слов. Все
базовые рифмы в русском языке имеют, как минимум, два уровня. Как правило,
это выражается в разделении на слова мужского и женского (+ среднего)
рода. В основных грамматических формах эти слова не рифмуются между собой,
но в большинстве других образуют рифму.
Пример из рифмента «ОВ»:
1
уровень
2 уровень
клёв
слово
улов
основа
засов…
подкова
Пример рифмосочетания слов женского(+среднего) и
мужского рода на 1 уровне: улов – обнов – слов - основ -
подков... На 2 уровне слова рифмуются между собой практически во
всех грамматических формах: