СМЕШАННАЯ РИФМА
- разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах.
Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
А всего иного пуще Не прожить наверняка - Без
чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей Да была б
она погуще, Как бы ни была
горька.
(А. Твардовский)
Стихи
должны поэту сниться
По
сотне памятных примет.
Как
пешеходу в зной - криница,
Глухому - утренняя птица,
Слепому - утренний рассвет. (Маргарита
Алигер)
СОГЛАСНАЯ РИФМА - вид окончательных рифм, состоящих из слов
с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному
гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и
несёт на себе основную нагрузку в рифме. Примеры:
уха - чепуха, игру -
гуру, всегда – да, хожу - гляжу,
неси – мерси, бубня - меня, ты-
мечты, чело - весло...
Вдоль
деревни, от избы и до избы, Зашагали торопливые
столбы; Загудели, заиграли
провода, - Мы такого не видали
никогда.
(М. Исаковский)
В мире
как в море: не спят рыбаки, Сети готовят и ладят
крючки. В сети ли ночи, на удочку дня Скоро ли
время поймает меня?
(Расул Гамзатов)
СОСТАВНАЯ РИФМА
- рифма с участием
союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли,
ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т.
п. Составные рифмы могут быть как точными, так и
приблизительными: небо – мне бы, жива ли -
увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод
- э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи,
счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть -
апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и...
Разновидностью составных рифм
являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и
(или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам,
не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные
рифмы. Также см. разнословная рифма
Поверхность всей моей усадьбы Сегодня к утру снег покрыл...
Подметить всё и записать бы,
-
Так
первый снег мне этот мил!
(А.М.
Жемчужников)
Залюбуюсь, загляжусь ли На девичью
красоту, А пойду плясать под гусли, Так сорву твою
фату. (С.
Есенин)
Дружной
колонной шагают эпитеты, - Вот они лучшие в мире
стрелки! Эй, бездарности! Если хотите, то Снайперы
вправят вам ваши
мозги! (В. Невский)
СТЫКОВАЯ РИФМА –
разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с
началом последующего.
Реет тень голубая,
объята Ароматом некошенных
трав; Но упав, на зелёную
землю, Я объемлю глазами
простор.
(В. Брюсов)
Зачем
луна, поднявшись, розовеет, И ветер веет, тёплой
неги полн, И
чёлн...
(М.А. Кузмин)
СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
- второе название всех шести-, семи-, восьми- и
девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на
шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца.
В отличие о гипердактилических, в стихосложении не
применяются.
О тебе я
хочу думать. Думаю о тебе. О тебе не хочу думать. Думаю о
тебе. О других я хочу думать. Думаю о тебе. Ни о ком не хочу
думать. Думаю о
тебе.
(Лев Озеров)
Если до сих
пор нигде вы Не встречали королевы,- Поглядите - вот
она! Среди нас живет
она.
(Агния Барто)
Первые тавтологические
рифмы были известны ещё в средневековой Руси по молитвенным стихам и
проповедям. Такие рифмы были результатом синтаксического параллелизма, при
котором в конце стихов располагались слова одинаковых частей речи
(особенно часто глаголы) в одинаковых грамматических формах.
З добрымъ бо думцею
думая князь высока стола добудетъ, а с лихимъ думцею
думая, меншего лишенъ
будетъ.
(Даниил Заточник, "Моление", 13
век)
Сродни
тавтологическим рифмам существуют и т.н. полутавтологические
рифмы: ждать - подождать, царил - воцарил,
какой - никакой, люби - возлюби, бег - забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои
...
ТВЁРДО-МЯГКАЯ
РИФМА – двоюродная рифма,
внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой.
Горы – море,
рады - ради, молния – полная, час -
озлатясь, Панкратий - косматый, мир - монастырь, стол – моль, жизни -
отчизны, зрит - разделить, дыра -
моря...
Пачками
колец Сатурн расшуршался в балетной суете. Вымахивает
за туром тур он своё мировое
фуэтэ.
(В.В. Маяковский)
Может
думает обо мне...
Шаганэ
ты моя, Шаганэ.
(С.
Есенин)
Бренчит частушка,
как медаль,
И голову
дурманит.
Чего б ты от неё не
ждал –
Она тебя
обманет!...
(Роберт
Рождественский)
ТОЧНАЯ
РИФМА - общее название рифм с полным соответствием послеударных
окончаний в словах. В отличие
от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое
сходство. Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный –
подаренный, ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око -
дока... "Понятие точной рифмы относительно и изменчиво;
оно определяет предел, определяемый художественными
вкусами эпохи, более свободными или более требовательными" (В. Жирмунский)
ТРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА -
рифма, состоящая
из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе название –
гипердактилическая рифма.
Понапружился - понатужился, радуга – надолго, Греция -
Венеция, розовый – берёзовый, крутится – беспутица...
О вы размеры
старые, Захватанные многими, Банальные ,
дешёвые Готовые клише! Звучащие
гитарою И с рифмами убогими - Прекраснее,
чем новые, Простой моей
душе.
( И.
Северянин)
ТРОЙНАЯ РИФМА - рифма из трёх слов в сложных
строфах.
Люблю глаза твои, мой
друг,
С игрой их
пламенно-чудесной, Когда их приподымешь
вдруг
И, словно молнией
небесной, Окинешь бегло целый
круг...
(Ф.И. Тютчев)
На
тройных рифмах
строятся все секстины (АВАВАВ).
УСЕЧЁННАЯ РИФМА – базовая равносложная рифма, в которой пассивное слово заканчивается на согласную (или
две), а активное - на гласную.
УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА – часто
употребляемая связка не совсем сходных по
звучанию слов. Жизнь = держись, вниз,
ввысь..., грусть = Русь, вернусь...,
любви = твои, свои, соловьи...,
люблю = пою, мою, твою и т.п.
Уноси моё сердце в звенящую
даль, Где как месяц за
рощей печаль; В этих звуках на жаркие
слёзы
твои
Кротко светит улыбка
любви.
(А.А. Фет)
Жди
меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводит грусть
Жёлтые дожди...
(К.
Симонов)
ХОЛОСТАЯ РИФМА - разновидность
рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе
рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в
четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются. Таким образом,
под условным понятием "холостой рифмы" следует понимать её частичное
отсутствие внутри строфы.
Лесом чистым и дремучим,
По тропинкам и по мхам,
Ехал всадник, пробираясь
К светлым невским
берегам.
(А.Н. Майков)
Воды глубокие Плавно текут. Люди
премудрые Тихо
живут. (А.С.
Пушкин)
ЧЕТВЕРНАЯ
РИФМА - рифма из четырёх
слов в строфе.
Ревёт
ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли
гром, Поёт ли дева за холмом
- На
всякий звук Свой отклик в воздухе
пустом
Родишь ты
вдруг.
(А.С. Пушкин)
ЧЕТЫРЁХСЛОЖНАЯ
РИФМА- рифма из слов с
ударением на четвёртом слоге от конца. Второе название –
гипердактилическая рифма.
ЭХО-РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в
стихах; двустишие, в котором вторая строка состоит всего из одного слова
или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.
Где земля, и где закон, чтобы
землю выдать к лету? –
Нету!
Что же дают за февраль, за
работу, за то, что с фронтов не бежишь? –