РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями
двух или даже трёх слов. Сродни составной
рифме, но более усложнённая. Солнце - сон
целое, судорог - разнесу дорог, раб расти -
храбрости, тех, кто рушаещееся - архитектор,
шёпот - хорошо под, за сто и - глазастые...(В.В.
Маяковский) Также см. составная
рифма
Один взойду на помост Росистым утром я, Пока спокоен
дома строгий
судия.
(Фёдор Сологуб)
РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА– рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от
конца: вдребезги - ни зги,
волны - полны...
Молодой человек, встань на
коробочку! Лучше на
бочку!
(В.В. Маяковский)
Стихи с
разноударными рифмами часто используются в фольклоре и в песенном жанре,
где слова организованы мелодически: небе – себе,
ночи – молчи, сидит –
ходит, трава –
снова, просил –
бросил, я – красивая… "Молодость моя -
Белоруссия..."
РАССЕЧЁННАЯ
РИФМА – рифмосочетание
слов, основанное на внутрисловном переносе:
последнее cлово в строке "разрывается" и
переносится в следующую строку. зна(мя) - казна, живуч
ям(б) - созвучьям, нигде - приведе(ние),
ксива - красивы(ми), палачу - чу(вствую),
Химер - мер(цаньи)... Редким, но весьма интересным является вариант рассечённой рифмы,
состоящий из трёх рифмующихся слов в строфе, при этом третье слово
зарифмовано по частям и с первым, и со вторым
(объединённая рифма).
Пальцы корявой руки Буквы непослушные
гнут: "Врангель
оп- раки
- нут..."
(В.В. Маяковский)
Раскланялись все, осклабились враз; кто басом фразу, кто в дискант
дьячком. - С праздничком!
С праздничком!
С
праздничком!
С праздничком!
С праз-
нич- ком!
(В.В. Маяковский)
А кто до
того к подписям привык,
что снова
к скале полез,-
у этого
всегда закрывается лик-
без.
(В.В. Маяковский)
РИФМА С
ПЕРЕСТАНОВКОЙ- см. Рифма с чередованием.
РИФМЫ ДАЛЬНЕЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА -
рифмы, образуемые словами, клаузулы которых совпадают только в
начале. К рифмам дальней степени родства относятся ассонансные рифмы,
конфликтные рифмы, корневые рифмы и пр.
РИФМА С ВКЛИНЕНИЕМ – рифмосочетание
слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще
сразу после ударной гласной. Противоположность рифме с
выпадением.
Медь –
сельдь, брег - поверг, год -
лорд, литры - фильтры,
вас – вальс, клетка – студентка,
радугой - играть дугой...
Скажите
ж, коль пространен свет? И что малейших дале
звезд?
(М.В. Ломоносов)
РИФМА С
ВЫПАДЕНИЕМ - противоположность рифме
с вклинением. Зонтика – экзотика,
горе – двое, отвёртка –
уборка, пусть - путь...
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С
поверхности земли.
(М.
Цветаева)
РИФМА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (перестановкой) -
рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова
чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. Ксерокс – вереск, рифма -
нимфа, юрта - утро, алиби –
грабили, Карла - крала, прут-
труп, схема - смеха, пёстрый –
разношёрстый, прискорбно – подробно...
См. также Переставленная рифма
РОДНАЯ РИФМА -
точная рифма, наиболее созвучная на слух. К родным
рифмам относятся: - рифмы с полным совпадением
клаузул: Пасть - масть, сок –
обмок, клей – смелей...
- объективные акустические рифмы:
готово - стального, конечно - успешно…
- рифмы с
адекватной гласицей: лето - карета, новый – подковой, узел -
контузил… (см. Гласица).
Связующие рифмы объединяют в себе слова различных
частей речи, группы слов из различных семейств и сами слова в разных
грамматических формах. Например:
Палата
(сущ.) Печатать (глаг.) Заклятый (прилаг.)
Палатой –
печатай – заклятый.
Здесь в связующей рифме
объединены части речи. Следующий пример демонстрирует объединение
различных групп существительных:
Я вас
любил: любовь ещё, быть может, В
душе моей угасла не совсем; Но пусть она
вас больше не тревожит; Я не хочу
печалить вас ничем
(А.С. Пушкин)
СЕМИСЛОЖНАЯ РИФМА- рифма из слов с ударением на седьмом слоге от
конца. Второе название – супергипердактилическая рифма. В поэтической
практике не применяется. Рассекречивающиеся – увековечивающиеся,
выгравированные - выдрессированные,
оглядывающиеся - отгадывающиеся,
вырисовывающимися -
разочаровывающимися...
Ветви
тёмным балдахином
свешивающиеся,
Шумы речки с дальней песней смешивающиеся...
(В. Брюсов)
СКВОЗНАЯ РИФМА - рифма, проходящая
через всё стихотворение наряду с другими меняющимися рифмами.
АНГЕЛ В дверях эдема ангел нежный Главой поникшею
сиял, А демон, мрачный и мятежный, Над адской бездною
летал.
Дух отрицанья, дух сомненья На духа чистого
взирал И жар невольный умиленья Впервые смутно
познавал.
"Прости, - он рек, - тебя я видел, И ты
недаром мне сиял: Не все я в небе
ненавидел, Не все я в мире
презирал.
(А.С. Пушкин)
СЛОЖНАЯ РИФМА– многосложная
рифма из слов, основная грамматическая форма которых имеет, как минимум,
три послеударных слога с фиксирующей согласной. Разв/едывать, тр/уженик, б/абочка, м/изерный, п/окатом, ск/азывать, обор/удование…
Дополнительный пример: маленький и
черёмух|ам. Слово «черёмухам» также, как и «маленький»
имеет 3 слога, однако может быть и двухсложным – «черёмух», поэтому
относится к связующими рифмам (ОМ●Х), а «маленький» - к
сложным рифмам. Клаузулы сложных рифм, как правило, совпадают:
Мелочный –
отделочный, важничать - бродяжничать, вдовушка
– коровушка...
Надо мной певала матушка, Колыбель
мою качаючи: "Будешь счастлив,
Калистратушка! Будешь жить ты
припеваючи"
(А.Н.
Некрасов)
Категория «сложные рифмы»
является словарной и важна для понимания организационной структуры рифм в
словаре.
СЛОГОРИФМА – созвучие слогов в различных словах в
стихе или соседних стихах; совпадение частей слов как первый признак
звукового тождества. "Слог - единица низшей рифмы" (Б.Томашевский).
Слогорифмы наиболее созвучны, если приходятся на ударные позиции в словах.
В примере ниже, кроме основной рифмы «царица-девица», есть ещё две
слогорифмы: кабы – я была (абы-ябы), царица – говорит (ри-ри)
Кабыя была
царица, - Говорит одна
девица...
(А.С.
Пушкин)
СЛУЧАЙНАЯ РИФМА – см.
авторифма.
СМЕЖНАЯ РИФМА
- разновидность
рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при смежном способе
рифмовки ААВВ.