ПАНТОРИФМА –
редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между собой. Стихотворений,
полностью построенных на панторифмах, практически не существует -
панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно. "Стал и
сел. Взял и съел..." (В.В.
Маяковский), "Взорвано, уложено, сколото -
чёрное надёжное золото" (В.С. Высоцкий), "Полоса щели. Голоса еле..."
(В.В. Маяковский).
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый
снег, Режут
шумы тишину,
Нежат думы про
весну.
(В.
Брюсов)
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма)
– рифма с использованием
слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме:горе - море,играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем,
тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому -
одинокому...
В синем небе
звёзды блещут,
В синем море волны
хлещут; Туча по небу
идёт, Бочка по морю
плывёт.
(А.С.
Пушкин)
ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА – наиболее распространённая
разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при
перекрёстном способе рифмовки АВAВ.
У лукоморья дуб
зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот
учёный
Всё ходит по цепи
кругом…
(А.С.
Пушкин)
ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА
- диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами.
Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду
экспериментальных. Выесть - есть Вы;
вечер - черве, пилот - отпил, человек - век чело ...
Улица - лица
у Догов годов Резче -
через Железных
коней...
(В.В.
Маяковский)
ПЕРЕХОДНАЯ РИФМА –
разновидность обособленной рифмы.
Характерной особенностью слов, образующих такую
рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий за ней звук
«j» (йот):каналья(канал’jа) – далью
(дал’jу), взморье - подспорье, распутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью - лисье,
кровью - любовью, лепетанье - трепетанье...
Мы
рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки
– крылья,
А вместо сердца – пламенный
мотор.
(П.
Герман)
Переходные рифмы, фактически
являясь обособленными, близки и к мультирифмам, и к связующим рифмам; и в словаре распо-ложены между ними. Словарная
классификация.
ПРЕДУДАРНАЯ
РИФМА (левая рифма) -
наиболее созвучная изассонансных рифм; рифмассовпадением ударной гласной и предударных
звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма.
Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не
играть рифмообразующей роли. Сударыни - судачите,
полегче - полезный, пролетарий - пролетали,
коробится - коровушка, присяга - присяду,
возни - возьми, голову -
голому...
Небо стало
очень Синим. С длинным криком Проплывала
осень Журавлиным клином. Целовались
губы С белым караваем. Пролетели
гуси Серым
караваном.
(С. Панкратов)
Вот девочки - им хочется любви. Вот мальчики
- им хочется в походы. В апреле изменения погоды объединяют
всех людей с
людьми.
(Белла Ахмадулина)
В поисках
счастья, работы, гражданства странный обычай в России
возник: детяму нас надоело рождаться,- верят, что мы
проживеми без
них.
(Р. Рождественский)
Как наешься ты своей
полбы, Соберика с чертей оброк мне
полный.
(А.С. Пушкин)
Молодёжь! Ты моё начальство - Уважаю тебя
и боюсь. Продолжаю с тобой встречаться, Опасаюсь, что
разлучусь.
(М. Светлов)
Первые предударные рифмы можно
встретить как в древнерусском фолклоре, так и в художественной литературе
начиная с 17 века.
Ино я сам знаю и
ведаю, что не класти скарлату без мастера не
утешыти детяти без матери... ("Повесть о
Горе-злочастии", 17
век)
ПРЕФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - разновидность
псевдорифмы; рифма из слов, ритмические окончания
которых начинаются непосредственно с префиксов. Слова созвучны благодаря
общим концовкам и ударным приставкам: набело - наголо,
оттиск - отблеск,
заново - заживо,
повытаращили - повыпроводили... Абсолютное большинство префиксальных рифм составляют
слова с приставкой «вы» ("выкающая рифма").
Выемка –
выдумка – выбелка – выставка –
вывозка… Выбить – вылить – выжить
– выпить... Выкачу - выскачу-
выклянчу...
Что-то
вылепится Из глины. Что-то
вытешется Из камня. Что-то
выпишется Из
сердца... (Д.С.
Самойлов)
Да, их голоса. Знакомые
выкрики. Застыл в узнаванье, расплющился,
нем, фразы крою по выкриков выкройке. Да -
это они - они обо мне.
(В.В.
Маяковский)
Среди префиксальных псевдорифм
встречаются и созвучия высокой степени точности:
выпросить - выбросить - выкрасить и пр.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА - обобщённое название различных
неточных рифм; рифма из слов с полным или частичным звуковым
несоответствием их послеударных окончаний. Противоположность точной рифме.
К точным рифмам относятся родные, глубокие, богатые, абсолютные рифмы, к
приблизительным - все остальные.
ПРИЁМНАЯ РИФМА –
рифма с участием слов, имеющих различия внутри их клаузул. К приёмным
рифмам относятся: рифмы с
вклинением, с выпадением , неравносложные рифмы, рифмы с чередованием и
перестановкой, двоякие рифмы. Словарная категория «приёмные рифмы» даёт возможность
участвовать в рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так,
слово «сельдь» не имеет родственных слов (родных рифм). По этой
причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и
т.о. является приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм на
«ЕДЬ»: ведь – медведь –
впредь - сельдь … Фунт - грунт – пункт,
практика - тактика – Антарктика, туча - круча – чукча,
светский – немецкий - кувейтский…
Казалося ему, что средь долины Между цветов, стоит
под миртом он, Вокуруг него сатиров, фавнов
сонм. Иной смеясьльёт в кубок пенны вины; Зелёный плющ на чёрных волосах И
виноград, на голове висящий, И лёгкий фирз, у ног его лежащий,
- Всё говорит, что вечно юный
Вакх...
(А.С. Пушкин)
ПСЕВДОРИФМА –
неточная рифма; созвучие слов,
принадлежащих к различным родовым группам, но сходных по своему звучанию.
В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие
характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не
совпадают.Наиболее многочисленными из псевдорифм
являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.
Общество – творчество,
нравственность – обязанность,
похаживает - поглядывает,
лыжница - завистница,
дикторский – идольский,
веерный – северный, золушка -
горлышко, бабушка –
ладушки, горницы -
любовницы... Теоретически псевдорифмами могут быть любые рифмы,
кроме мультирифм, например:
У тебя
весна без зелени, А любовь твоя без
радости, Твоя радость безо
времени, Немочь с голодом при
старости.
(В. Брюсов)
Гремит
орган на стогне трубный, Пронзает нощь и
тишину; Очаровательный огнь
чудный Малюет на стене
луну.
(Г.Р.
Державин)
Категория
«псевдорифмы» даёт возможность объединить в словаре и задействовать в
стихосложении слова, не имеющие родственных рифм. Так, «девочка»
абсолютно не имеет родственников, даже далёких. Но зато она имеет друзей
из слов других родов, с которыми она близка по «духу» (слуху):
девочка – веточка – белочка –
времечко… Это и есть псевдорифмы.
Псевдорифмы издавна
применяются в народном поэтическом фолклоре, а таже впервые встречаются в
силлабических виршах первых русских поэтов 17 века, когда рифмовая
техника ещё не сформировалась.
ПЯТЕРНАЯ
РИФМА - рифма из
пяти слов в стихотворении.
Предвижу ваше возраженье; Но вас я знаю, господа: Вам ваше дорого терпенье, Пока на
пламени труда Кипит, бурлит воображенье; Оно застынет, и тогда Постыло вам и
сочиненье. Позвольте просто вам сказать: Не продаётся вдохновенье, Но можно
рукопись
продать.
(А.С. Пушкин)
двойная, тройная, четверная и шестерная
рифма.
ПЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на пятом слоге
от конца. Второе название – гипердактилическая рифма. Тиражирование – цитирование,
удивляющаяся – скитающаяся, исследование –
проповедование...
Холод, тело тайно
сковывывающий, Холод, душу
очаровывающий... От луны лучи
притягиваются, К сердцу иглами
притрагиваются...
(В.
Брюсов)
РАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма,
состоящая из слов с равным количеством послеударных слогов.
Основная рифма в
стихосложении.Верю – потеря, ясно - сладострастно, дом – идём,
весне - старине, там – цветам, я - твоя, кипарис -
разрослись…
Противоположность неравносложной рифме.
Время, о! время, Что ты? Мечта, Век наш есть
бремя, Всё суета...
(М. Херасков)
Умом Россию не понять, Аршином общим не
измерить, У ней особенная стать – В Россию можно только
верить.
(Ф.И. Тютчев)
РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА – рифма, образуемая
словами, стоящими в различных местах стиха.
Шаля,
такие ноты наляпаны, что с
зависти
Лопнули б все
Шаляпины.
(В.В.
Маяковский)
РАЗНОРОДНАЯ РИФМА –
рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.
Вода – сюда, мотылёк – промок, дней -
сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой -
улыбкой, сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать,
княжна - скромна...
А потом
позвонил медведь Да как начал, как начал
реветь.
(К.И.
Чуковский)