Рифма Г - Д: |
А вот парадокс: среди таких
бедных могут быть и богатые рифмы, если в словах совпадают предударные
звуки или слоги:
ГЛАСНАЯ РИФМА – вид окончательных
рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В гласных рифмах
последнему ударному гласному предшествует гласный звук или мягкий знак:
|
Бог тебя
благослови; Вот за то тебе, лови! (А.С. Пушкин) |
ГРАММАТИЧЕСКАЯ РИФМА – см. Параллельная рифма.
ГРАФИЧЕСКАЯ
РИФМА – рифма из слов,
окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не
образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто
условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется.
Большого – немного
(ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно –
нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно),
смелый - веселый (елый - ёлый) ...
Когда в товарищах согласья нет, На лад
их дело не
пойдёт, Он с
лирой странствовал на свете; |
Наш медик в
рот больным
|
Да здравствуют прогулки в
полвторого, просёлочная лунная дорога, седые и сухие от мороза розы чёрные коровьего навоза! (А. Вознесенский) |
ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ
РИФМА - совпадает и по написанию, и по звучанию. Основным
свойством графически-акустических рифм является безукоризненное совпадение
клаузул. К этому типу относятся исключительно точные рифмы:
лунный – струнный, света – карета, носим –
бросим, море – горе, точный – порочный, знаем – раем...
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
– второе название
трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца
слоге. Операция – демонстрация,
велено – побелено, валенки – маленький,
видывать – завидовать, признание - венчания,
болтающих - погибающих...
Тучки небесные, вечные
странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. (М.Ю. Лермонтов) |
Запад гаснет в дали бледно-розовой Звёзды небо усеяли чистое, Соловей свищет в роще берёзовой, И травою запахло душистою. (А.К. Толстой) |
Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная Правда живучая! (Н.А. Некрасов) |
Термин "Дактилическая рифма" произошёл от трёхсложного
стихотворного размера - дактиля (–ÈÈ)
, состоящего из одного ударного и последующих двух
безударных слогов. Так, слова "пение", "родина",
"особенный", "вечером" в силу своей трёхсложности уже
сами по себе являются одностопными дактилями.
Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в
русских народных песнях и былинах, поэтому вплоть до
конца 18 века считалась неблагородной и не пригодной для лирики высокого
стиля. Такому отношению к дактилической рифме способствовало и
влияние европейской поэзии, где дактилические рифмы были не в ходу.
Первые примеры дактилических окончаний появлялись у русских поэтов в
подражаниях народному эпосу и фольклору. В высокой лирике дактилическая
рифма получила признание только в 19 веке - сначала благодаря творчеству
Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно часто дактилической
рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные клаузулы
в русском стихосложении. Невероятно, но факт: в
стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических
рифм.
ДВОЙНАЯ РИФМА– рифма из двух слов в строфе. Самая
распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже - две двойных рифмы
«знамя-пламя»
и «меч - обжечь».
Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как меч;
Как Данту, подземное пламяДолжно тебе щеки обжечь.
(В. Брюсов)
Бывают также рифмы из трёх слов, четырёх, пяти и т.д. См. также тройная, четверная, пятерная, шестерная рифма.
ДВОЮРОДНАЯ
РИФМА– рифма наиболее близкая по звучанию к
родным. В таких рифмах клаузулы слов имеют незначительные расхождения
- противостояние глухих и звонких звуков
одной родовой пары (омофонические рифмы), противостояние твёрдых и мягких
звуков (твёрдо-мягкие рифмы). Так,
слово "красный" имеет
точные рифмы, как: громогласный, всечасный и пр. Это - точные родные рифмы (полное
совпадение написания и звучания). Слово "красный" имеет и различные приблизительные рифмы:
важный, главный, страстный, праздный, ранний, грязный и пр. Однако степень точности этих слов по
отношению к слову "красный"
различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по звучанию к
родным и в словаре объединены: слова
"грязный, страстный, праздный" находятся в одном ряду со словами
"красный, громогласный..."
. Таким образом, невзирая на различия внутри клаузул, подобные слова
являются родственными с точки зрения рифмы, и объединение их в словаре
позволяет видеть полную картину рифмующихся слов. Ещё примеры:
"гроза - глаза" - родная
рифма, а "гроза - роса" -
двоюродная. Дополнительные примеры двоюродных рифм: проест - проезд,
полный - стольный, горка - горько, видно - слитно, хожу - спешу, ложатся -
терзаться, муз - бьюсь, плачь - палач, уста - узда ... Такие слова также подаются по соседству (в
смежных рифморядах) в силу своих близких родственных
связей.
Немало зрю в округе я доброт: Реки твоей струи легки и чисты Студен воздух, но здрав его весь род: Осушены почти уж блата мшисты. (В.К.Тредиаковский) |
Как растают
морозные Голубые снега, Воды вешние, грозные Принимает река. (Владимир Солоухин) |
Мерзнет
девочка в автомате, Прячет в зябкое пальтецо Всё в слезах и губной помаде Перемазанное лицо. (Андрей Вознесенский) |
Вытянись вся в длину, Во весь рост На полевом стану В обществе звёзд. (Борис Пастернак) |
Условно к двоюродным
относятся усечённые/надстроечные и
добавленные рифмы:
коса - парусах, темно -
одном... Слова, образующие такие рифмы, имеют
незначительные расхождения на концах их клаузул и могут быть расположены в
различных рифморядах. Классификация по родственным
отношениям.
ДВОЯКАЯ
РИФМА – разновидность
надстроечных(усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две
фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову
потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо
основного, когда клаузулы совпадают полностью).
1. Табор – рапорт. В данной рифме «т»
может скрадываться.
2. Запад –
рапорт. В данной рифме «р» выпадает.
Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь, крест - реестр, мылить – милость, смелость – пелось... см. «Полирифмия».
Русской женщины тихая прелесть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелись
Чужеземная мода и ложь.
(И. Уткин)
ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название – женская рифма.
Новый – готово, горы - взоры,
радость - младость, верю - потеря,
здравый - славой, безоружный – нужно, тихо -
лихо,
бьётся - несётся, весть я -
поместье…
Есть речи - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. (М.Ю. Лермонтов) |
ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – самая объёмная рифма в русском
языке, в составе которой девять слогов начиная с ударного. Второе название
– супергипердактилическая рифма. Выкристаллизовавшиеся -
выбаллатировавшиеся. В поэзии не применяется.
ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично
совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к
различным видовым парам): парус - пелось,
бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно -
словно, слушать - лошадь … Рифмы, в которых различны
только ударные гласные, чаcто используются как
игра слов: молот – мелет,
копоть – капать, розовый – разовый,
Сократ - сокрыт, мечети - мечите,
полочка – пилочка...
Гриб-грабь-гроб-груб
(В.Маяковский). Один из древнейших русских
консонансов: семо и овамо.
Было: социализм - восторженное слово! Сквозь огонь
прошли, сквозь пушечные дула. | |
В блеске зимней ночи тающая, Обрати ко мне твой лик. Ты, снегами тихо веющая, Подари мне лёгкий снег. (А.А. Блок) |
Когда земное склонит лень, Выходит стенью тени лань С ветвей скользит, белея, лунь, Волну сердито взроет линь. (Н.Н. Асеев) |
ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается) при произношении.
Скажи - зажим, трюмо –
умом, строфа - факт, тлям –
поля, мирка - сверкав,
весна - снам, прочёл – горячо,
капюшон – хорошо, пора- дарам , конце -
концерт, бревно - ноль, прогул -
врагу...
Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания
слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам: базовые–закрытые и
окончательные–открытые.
Каждый прогул – Радость врагу. (В. Маяковский) |
Тихие
гитары, стыньте , дрожа: синие гусары под снегом лежат! (Н.Н. Асеев) |
Я земной шар чуть не весь обошёл, - и жизнь хороша, и жить хорошо. (В. Маяковский) |
ДОСТАТОЧНАЯ РИФМА
- см. Недостаточная
рифма
ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА – второе название
псевдорифмы; рифма, состоящая из слов с общими
ударными гласными и характерными концовками, но различными
послеударными согласными или слогами. Слова в таких рифмах не
состоят в родственных связях друг с другом, но близки по
звучанию. Основная масса дружественных рифм – трёхсложные и
четырёхсложные. Разновидность
ассонанса. Подробней см. Псевдорифма.
Преданность –
уверенность, бабушка –
дубравушка, девочка – времечко,
творческий – воинский...
Мне
легше, чем всем, - я Маяковский. Сижу и ем Кусок конский. (В. Маяковский) |