Урок 3. Опасные и чрезвычайные ситуации
природного характера.

Цели:
1) Познакомиться с Классификатором природных и техноприродных опасностей и рисков.
2) Познакомиться с Правительственной классификацией чрезвычайных ситуаций
     (по Постановлению Правительства №282 от 13.09.1996 г.)
3) Познакомиться с методами контроля и прогнозирования природных опасностей.

Учебные вопросы:
1. Классификатор природных и техноприродных опасностей и рисков.
2. Правительственная классификация чрезвычайных ситуаций.
3. Методы контроля и прогнозирования природных опасностей.

Учебный вопрос № 1: Классификатор природных и техноприродных опасностей и рисков:
* Первые шесть уровней классификатора определяют как риски, так и обусловившие их опасности, а последующие - только риски.

Уровень и признак выделения
Классификационная группировка риска (опасности)*
Генезис
Природный
Техноприродный
Среда развития
Геологический, гидрологический, метеорологический, биологический, космический. Инженерно-геологический,
инженерно-гидрологический,
инженерно-метеорологический,
биотехнологический.
Механизм
Сейсмический, оползневой, селевой, лавинный, абразионный, карстовый, цунами, наводнений, ураганов и т.д. Переработки берегов водохранилищ, подтопления территорий, наведённой сейсмичности, техногенных оползней, селей и т.д.
Источник возникновения
Автохтонный (местный), аллохтонный (транзитный)
Характер воздействия
Одномоментный (подтипы: разовый, многоразовый),
перманентный (подтипы: относительно постоянный,
кумулятивный (увеличивающийся),
экстенсивный (уменьшающийся)).
Уровень оценки и управления
Локальный (подтипы: точечный (объектный),
площадной (муниципальный)),
субрегиональный (подтипы: городской, районный),
региональный (субъектный),
субглобальный (федеральный (наицональный)),
глобальный (транснациональный).
Полнота учёта
Дифференцированный (частный - от одной опасности),
интегральный (от нескольких опасностей).
Форма проявления
Прямой, косвенный, вторичный (по последствиям),
полный, удельный.
Сфера фиксации
Физический (вещественный),
экономический,
социальный (подтипы: полный и индивид. 1-го и 2-го рода),
экологический.
Форма выражения
Событийный, стоимостной, комбинированный (приведённый).
Степень предотвращённости
Предотвращённый, частично предотвращённый,
не предотвращённый (остаточный).
Индивид. риск
(чел./чел.·год)
Малый, небольшой, средний, большой,
очень большой, исключительно большой.
Экономический риск
(тыс.руб./га·год)
Малый, небольшой, средний, большой,
очень большой, исключительно большой.

Учебный вопрос № 2: Правительственная классификация чрезвычайных ситуаций:

Название ЧС
Границы зоны ЧС
Число пострадавших, чел.
Число насел., у которого наруш. усл. жизнедеят., чел.
Материальный ущерб, МРОТ
Силы и средства ликвидации ЧС
Трансграничная
Поражающие факторы ЧС выходят за пределы РФ, либо ЧС произошла за рубежом и затр. терр. РФ
-
-
-
По решению правит. РФ в соответствии с нормами права и междунар. договорами РФ
Федеральная
Зона ЧС выходит более чем из двух субъектов РФ
Свыше 500
Свыше 1000
Свыше 5 млн.
Силы и средства органов исполн. вл. субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС
Региональная
Зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ
Свыше 50, но не более 500
Свыше 50, но не более 1000
Свыше 0.5 млн., но не более 5 млн.
Силы и средства органов исполн. вл. субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС
Территориальная
Зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ
Свыше 50, но не более 500
Свыше 300, но не более 500
Свыше 5 тыс., но не более 5 млн.
Силы и средства органов исполн. вл. субъектов РФ
Местная
Зона ЧС не выходит за пределы нас. пункта, города, района
Свыше 5, но не более 50
Свыше 100, но не более 300
Свыше 1 тыс., но не более 5 тыс.
Силы и средства органов местного самоупр.
Локальная
Зона ЧС не выходит за пределы терр. объекта произв. или соц. назначения
Не более 10
Не более 100
Не более 1 тыс.
Силы и средства организации

Учебный вопрос № 3: Методы контроля и прогнозирования природных опасностей:
I.  Визуальные наблюдения и инструментальные измерения.

II.  Аналитические методы:
Комплексные:
А) Разработка теорий организации и ведения мониторинговых наблюдений.
Б) Сбора аналитической обработки информации для идентификации и характеристики природных опасностей.
В) Историко-аналитические.

Аналитико-статистические:
А) Статистической обработки данных мониторинга.
Б) Синоптико-статистических анализов и прогнозов.
В) Экстраполяции природных данных на контролируемых территориях.

Геоинформационные:
А) Создания и ведения тематических банков данных.
Б) Интерпретации первичной информации.
В) Анализа и подготовки данных в виде удобных для последующего использования в расчётах моделировании и прогнозах.

Экспериментального и математического моделирования:
А) Экспериментальные методы моделирования природных процессов: физические, аналоговые, численные.
Б) Численного математического моделирования: конечных элементов, вариационно-разностный.
В) Использование постоянно действующих моделей.
Г) Оценки прородных опасностей инженерными расчётами.

Прогнозирования:
1) Краткосрочного:
а) Ведение обновляющихся баз данных с использованием систем управления ими.
б) Сверх краткосрочного (оперативного) прогнозирования во времени и пространстве.
в) Методы риск-анализа.
2) Средне- и долгосрочного:
а) На основе детерминированных моделей.
б) Интерпритации и анализы результатов моделирования и инженерных расчётов.
в) На основе стохастических моделей.
г) Прогнозирования на основе анализа статистических данных и связей между процессами.
д) Интерпретации численных прогнозов.

Скачать урок можно здесь.

Зачётный класс

Задание на дом
Задание на дом:
учебник ОБЖ §9.3 стр. 122-133
Требования к учащимся по уровням знаний:
Уровень "3" (удовлетворительно): уметь классифицировать природные и техноприродные опасности и риски.
Уровень "4" (хорошо): знания уровня "3" + знать методы контроля и прогнозирования природных опасностей.
Уровень "5" (отлично): знания уровней "3", "4" + уметь практически охарактеризовать ЧС природного характера.

Hosted by uCoz